Идеальные начала, или магия первой фразы

Нет никаких сомнений в том, что первое предложение книги важно: это зацепка, привлекающая внимание читателя. Когда речь идёт о фэнтези, или научной фантастике, начало произведения играет ещё более важную роль. Первое предложение — открытая дверь в вашу альтернативную реальность. Если начальная фраза романа будет удачной — читатель задержится, чтобы изучить придуманный вами мир, и возможно захочет погрузиться в него надолго, дочитав текст до конца; если первая фраза будет скучной и слабой — он, скорее всего, отложит книгу в сторону, и вряд ли когда-либо к ней вернётся.

Несмотря на то что начальная фраза это маленькая часть романа, состоящего из многих тысяч слов, она оказывает очень сильное влияние на наше подсознание, когда мы открываем книгу впервые. Поэтому, задача автора сделать первые слова произведения такими, чтобы читатель попросту не смог бросить чтение. Иначе говоря, читатель должен получить предложение, от которого не сможет отказаться.

Знаменитые, успешные и профессиональные писатели, как правило, начинают свои произведения так, что им удаётся с первых же слов захватить внимание читающего. В качестве наглядного примера, ниже представлена подборка фраз, которыми начинаются популярные книги в жанре фэнтези и научной фантастики. Все эти книги снискали любовь публики и стали бестселлерами, многие были экранизированы, а некоторые по праву считаются классикой литературы.

Жил-был в норе под землёй хоббит.

— «Хоббит» Дж.Р.Р. Толкин

День только что перевалил за полдень, и скоро должен был прозвучать третий призыв на молитву, когда Аммар ибн Хайран миновал Врата Колоколов и вошел во дворец Аль-Фонтана в городе Силвенес, чтобы убить последнего из халифов Аль-Рассана.

— «Львы Аль-Рассана» Гай Гэвриел Кей

Иногда меня тревожит, что я совсем не тот герой, за которого меня принимают.

— «Рождённый туманом» Брендон Сандерсон

Ничто нигде не начинается.

— «Сотканный мир» Клайв Баркер

Однажды рано утром принц Раоден Арелонский проснулся, отнюдь не подозревая, что проклят навеки.

— «Город богов» Брендон Сандерсон

Небо над портом было цвета экрана телевизора, настроенного на пустой канал.

— «Нейромант» Уильям Гибсон

Одноглазый говорит, что чудес и предзнаменований было достаточно. В том, что мы их не поняли, нам остается обвинять только самих себя.

— «Чёрный отряд» Глен Кук

Восход был цвета запёкшейся крови.

— «Лучше подавать холодным» Джо Аберкромби

От того, что забыто, стеной не отгородиться.

— «Князь пустоты» Скотт Бэккер

Был холодный ясный апрельский день, и часы пробили тринадцать.

— «1984» Джордж Оруэлл

В Имардине говорят, что ветер — живое существо и что он плачет и стенает в переплетениях узких городских улиц, исполнившись тоской и печалью от увиденного.

— «Гильдия магов» Труди Канаван

Человек в чёрном ушел в пустыню, и стрелок двинулся следом.

— «Тёмная Башня» Стивен Кинг

Калак обогнул скалистую гряду и чуть не споткнулся об умирающего громолома.

— «Путь королей» Брендон Сандерсон

Больше всего Кей не любил детей.

— «Линия грёз» Сергей Лукьяненко

Наступила ночь. Трактир «Путеводный камень» погрузился в тишину, и складывалась эта тишина из трёх частей.

— «Имя ветра» Патрик Ротфусс

Бывают дни, когда всё не ладится.

— «Черновик» Сергей Лукьяненко

— В тебя можно влюбиться?

— «Принцесса стоит смерти» Сергей Лукьяненко

Вороны! Вечно эти вороны. Они расселись на фронтонах церкви прежде, чем умирающие испустили дух.

— «Принц Терний» Марк Лоуренс

Тревожные вести с Гнипахеллира, мой тан.

— «Гибель богов» Ник Перумов

– Кто это там? Эй, Артем! Глянь-ка!

— «Метро 2033» Дмитрий Глуховский

Никто не поверил бы в последние годы девятнадцатого столетия, что за всем происходящим на Земле зорко и внимательно следят существа более развитые, чем человек, хотя такие же смертные, как и он; что в то время, как люди занимались своими делами, их исследовали и изучали, может быть, так же тщательно, как человек в микроскоп изучает эфемерных тварей, кишащих и размножающихся в капле воды.

— «Война миров» Герберт Уэллс

В пасмурную погоду Роберт Нэвилль никогда не мог угадать приближения темноты, и случалось, что они появлялись на улицах прежде, чем он успевал скрыться.

— «Я – легенда» Ричард Мэтсон

Из большой ивовой корзины на пол перед нами высыпали отрубленные головы.

— «Слуга Божий» Яцек Пекара

Город горел.

— «Кровь эльфов» Анджей Сапковский

Эти предложения можно считать идеальными началами для фантастических произведений, потому что они сходу завладевают нашим вниманием, и прочитав всего несколько слов, мы хотим продолжить чтение, чтобы узнать, что же было дальше. Читательское внимание захвачено, а удастся ли его удержать, зависит от того, что последует за удачной первой фразой.

comments powered by HyperComments
Влад Вольнов
2016-09-19 15:13:47
Капитан-лаконичность Сапковский на высоте :)
Дмитрий Денисов
2016-09-19 15:53:56
Ну да :) Не зря говорят: краткость - сестра таланта.